Целью Фейерабенда было, «убедить читателя в том, что всякая методология – даже наиболее очевидная – имеет свои пределы…» Относительность истинности вытекающей отсюда, а также относительность любых способов и методов ее получения часто сводиться критиками к абсурдности всей концепции.
Концепция Фейерабенда основана на двух основополагающих принципах: принципе дедуцируемости и принципе инвариантности значений. Благодаря частной противоречивости этих принципов Фейерабенд выдвигает принцип несоизмеримости теорий. Иными словами наличие противоречивых теории, а в том числе и абсурдных, не может быть ни основанием для нахождения истинности (хотя может и является основанием для развития этих теорий) так и для какой-либо качественно-смысловой оценки теории! Таким образом относительность противоречивости теории представляется как частичность пересечения сущностно-смысловых контекстов этих теории. Такое пересечение контекстов приводит к тому, что оценка противоречащей теории потенциально невозможна в силу теоретической базы.
Допустим существует теория единственности материального мира, а в качестве предполагаемой противоречивости возьмем теорию множественности миров. Частичное пересечение контекстов не позволяет строить действительные противоречия в силу разности терминологии, методологии и сопутствующего инструментария... Вы уверены, что логика, принятая вами, пригодна для оценки "противоречивой теории"? Вы уверены, что трактовка явлений и объектов этих явлений однородна в этих теориях? При этом существование этих теорий приводит к их взаимному развитию. Разность контекстов порождает это развитие в при наличии пересечения.
Согласно Фейерабенду от учёного требуется изобретать («размножать») и развивать различные концепции и теории, причем он не обязан согласовывать их с общепризнанными теориями. Такое поведение отражает принцип пролиферации (размножения). Важность этого принципа - "искусственного" размножения теорий (в том числе и в противоречии опытам) - проявляется в том, что противоречие теории происходит не в результате отдельного факта, а существования "противоречащей" теории.
Из всего этого вытекает, что поиск истинности согласно Фейерабенду не является первоцелью:
Наш первый шаг в критике обычных человеческих понятий и реакций состоит в том, чтобы выйти из круга и либо изобрести новую понятийную систему, например, новую теорию, которая входит в конфликт с наиболее прочно установленными результатами наблюдений и перевертывает наиболее правдоподобные теоретические принципы, либо же перенести такую систему из того, что вне науки, из религии, мифологии, из идей некомпетентных людей или из бреда сумасшедших.Из принципа пролиферации Фейерабенд выводит равенство всех мировоззрений в целом и в частности рационально-научного, иррационально-магического (мифологического) и религиозного.
— (Фейерабенд)
Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все (anything goes)
— (Фейерабенд)
Комментариев нет:
Отправить комментарий